суббота, 2 января 2010 г.

Интервью с трейдером Александром Герчиком.


Можно ли торговать на американской бирже, не уезжая из России? Ответ: да, можно. У рынка США большие плюсы – это, в первую очередь, ликвидность, большой выбор акций и меньшие риски. О том, как начать работать на американском рынке и как добиться больших успехов, нам рассказал профессиональный дейтрейдер Александр Герчик.
 Досье: Александр Михайлович Герчик, 36 лет, родился в Одессе, закончил пищевой техникум, в 1993 году переехал в Нью-Йорк, сначала работал таксистом, в 1996 году получил лицензию брокера, с 1997 года стал заниматься трейдингом, с 1999 года не имеет ни одного убыточного месяца, входит в сотню лучших трейдеров США, ведет учебный курс о торговле на зарубежных рынках в «Ай Ти Инвест». – Почему вы решили заниматься инвестированием на финансовых рынках? Когда, с чего и как все началось?

– В 1993 году я приехал в Америку. Сначала работал на такси, очень часто подвозил людей на Уолл-стрит и разговаривал с ними. Я понял одну вещь: если есть голова на плечах – финансовый мир вам открыт. В 1996 году, получив лицензию, я начал работать брокером – на клиентов. Так я проработал чуть меньше года. А потом подумал, зачем иметь с клиентами головную боль: они все время звонят и говорят, что и как делать, – лучше пойти в трейдинг. Если я могу заключать хорошие сделки для клиентов, почему бы мне не делать этого для себя?
Вначале было очень трудно. Когда я пришел в бизнес, он был практически не развит. Тогда работало всего пара сот трейдеров. Мне сказали: сиди и анализируй свои сделки. Я начал вести дневник трейдера, в который записывал все свои сделки, и потом дома анализировал. На протяжении первых трех лет я приходил на работу в полпятого утра, а уходил в восемь-девять вечера. Так я стал профессионалом. Я знал все свои сделки, тренировал память, просматривал сначала 300-500, потом – 700 графиков в день. То есть я всегда знал, чем буду заниматься целый день, у меня всегда был четкий план действий. Я мог торговать тремястами акциями одновременно. Сегодня даже некоторые большие фонды не могут таким количеством акций торговать одновременно, а я это делал вручную. С 1999 года у меня не было ни одного убыточного месяца, это документально подтверждено.

– Чем вас привлекает рынок? Почему вы решили – рынок и ничего другого?

– Рынок меня привлекает, в первую очередь, тем, что я ни от кого не завишу. То есть я сам принимаю решения – когда покупать, а когда продавать. Никто не стоит над тобой и не говорит под руку. В этом большой плюс. Если что-то не так, винить приходится только самого себя. Лучше чем вы сами, никто не позаботится о ваших деньгах.

– Есть ли разница между трейдингом и инвестированием?

– Разница между инвестированием и трейдингом есть, причем очень большая. Дейтрейдер – это человек, который в конце дня закрывает все свои открытые позиции. Он торгует на внутридневном колебании цен. А людей, которые занимаются инвестированием, внутридневное изменение цен акций особенно не волнует. Инвесторы – это люди, у которых есть свободные средства, они хотят, чтобы эти деньги давали прибыль чуть-чуть больше, чем в банке.

Профессиональные дейтрейдеры – это молодые люди до 30 лет. Это не пятидесятилетние отцы семейства с высшим образованием. Кстати в трейдинге образование вообще не имеет никакого значения. Когда у человека из ПТУ есть громадное желание заработать, его этому можно научить.

– А в чем главная трудность дейтрейдинга?

– Во-первых, нужно перерабатывать огромное количество информации. Во-вторых, стресс. Каждая позиция, в которую вы входите, – это серьезный риск. В трейдинге вы постоянно рискуете. Не все люди могут этот стресс выдержать.

– Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, который хотел бы стать трейдером?

– Это дисциплинированность, колоссальное терпение и, естественно, желание. Без него никуда.

– Какие методы анализа рынка вы используете? Есть ли у вас собственные приемы?

– Самый лучший прием – научиться воспринимать большой объем информации. Кроме того, нужно всегда анализировать все свои сделки и научиться не терять.

Я стараюсь торговать как можно большим количеством акций одновременно. Делаю это по одной простой причине: акции, на которых я теряю, очень быстро продаю, обрезая потери, а акции, на которых я зарабатываю – стараюсь докупать. И даже если я буду прав четыре раза из десяти, я заработаю деньги. Самое главное – это урезать потери.

Кроме того, я очень мощно торгую баскеты. Баскет – это когда берешь и в одну торговую систему вставляешь от 20 до 50 акций одной индустрии, которая сейчас в движении. То есть, чтобы не покупать много акций одной компании и не создавать движения, вы покупаете много по чуть-чуть. Потом можно все одним махом продать. С помощью баскета можно лимитировать риски.

И что еще немаловажно – это самодисциплина.

– Чему вы больше доверяете – техническому анализу или фундаментальному?

– Техническому. Я считаю, что технический анализ отражает все, даже фундаментальные факторы. Технический анализ никогда не обманывает, если акция идет трендом вверх, то вы сразу видите, что по акции хорошие новости. А если акция идет вниз – там новости плохие.

А вы знаете, откуда пошли графики? Графики были придуманы 300 лет назад в Японии, когда торговали рисом. Один продавец предложил, какой смысл привозить на базар рис и продавать тоннами, если можно просто торговать контрактами. Отсюда – японские свечи, так и появился графический анализ.

– Вы на рынке с 1996 года… Когда было легче работать – тогда или сейчас?

– Торговать хорошо всегда, когда есть, что торговать, а что торговать есть всегда. Рынок вечен и глубок как океан.

– Была ли у вас сделка, которая стала самой памятной?

– Была, с акциями фармацевтической компании ELN. За пару дней от ее таблеток, которые оказывали сильное воздействие на сердце, умерло несколько человек. Компания сообщила, что может прекратить выпуск этих таблеток. А они приносили ей 2 млрд долларов в год. После выхода таких новостей акции компании опустились с 60 до 3 долларов за акцию. Я подождал, когда все плохие новости закончились, графический анализ показал точки для входа, и я открыл позицию и затем стал постепенно наращивать количество акций. Акции в течение восьми месяцев поднялись до 16 долларов. И я очень хорошо заработал на них.

– Ставите ли вы перед собой какие-нибудь планы на будущее?

– У меня план один – это в конце месяца всегда приносить домой деньги. Трейдинг – это моя работа, а не увлечение. Это работа, которая мне дает заработок и хорошую жизнь. Вот и разница, как я уже говорил, между инвесторами и трейдерами. Профессиональные трейдеры зарабатывают себе на хлеб торговлей акциями. А инвесторы – это люди, которые пытаются преувеличить свои доходы.

– Расскажите, пожалуйста, какую-нибудь забавную историю из вашей трейдерской жизни…

– Это смешная, но очень правдивая история. Лет шесть назад мне приснилась одна акция. Я пришел утром и ее купил, и она поднялась на 18%. Сон – в руку.

– В чем главные проблемы российского рынка?

– Во-первых, это низкая ликвидность российского рынка. Во-вторых, если в России – около пятисот эмитентов, то в Америке их более пяти тысяч. Так что всегда есть из чего выбрать. В России же профессионалы, у которых много денег, не всегда могут открывать большие позиции из-за неликвидности акций.

Чем еще хороша американская биржа? Даже если там будет какое-то падение, то вы себя не подвергаете колоссальному риску. А когда российский рынок упал с 1 600 пунктов до 1 300 по индексу РТС, некоторые акции потеряли 20-30%. А на американском рынке такого не бывает. В тоже время на американском рынке существуют компании, внутридневное движение акций которых может достигать 20-30%. Вот вам и ликвидность.

Многие думают, что деньги можно делать только в России, где рынок растет быстрыми темпами. Но на американском рынке есть акции, которые только за последний год удвоились или даже утроились. Например, NYX, AXR, NTY, CLB, AZZ и IIG.

Кроме того, на российском рынке недостаточное количество информации, особенно для новичков. Люди не подкованы, так как рынок сравнительно молодой – ему 15 лет, а американскому – 125.

– Какое будущее у российского рынка?

– У российского рынка очень большое будущее. В любой стране мира, когда люди начинают много зарабатывать, они деньги куда-то вкладывают. Естественно, если в рынок вкладывают, то он растет. У американцев это в крови. Здесь дети с шестилетнего возраста знают, что деньги, которые он получил, нужно инвестировать. А в России этого пока нет. В России зарабатывают и тут же покупают сначала стиральную машину, а потом обычную машину.

– Можно ли совмещать торговлю на бирже с другими занятиями?

– Для россиян, которые хотят торговать на американском рынке, есть один большой плюс. Биржи в США открываются по московскому времени в 17.30, так что вся первая половина дня свободна, и вы можете заниматься трейдингом не в ущерб работе.

– Правда ли, что люди с техническим образованием добиваются на рынке больших высот?

– Абсолютно неправда. Очень часто среди профессиональных трейдеров встречаются люди с различным образованием. Здесь самое главное – это желание, человек должен хотеть заработать. Лично я считаю, что люди с математическим складом ума для дейтрейдеров не очень подходят, потому что они очень долго думают и пытаются все анализировать, но в тоже время они отличные инвесторы и аналитики. А в трейдинге есть такие вещи, которые не всегда объясняются и решения нужно принимать быстро.

– А что вы думаете о женщинах-трейдерах?

– Скажу честно, раньше я к этому относился очень плохо. Но несколько лет назад я познакомился с женщинами-трейдерами, которые полностью изменили мое мнение. У женщин есть большие плюсы: они более дисциплинированные, чем мужчины, более спокойно и менее эмоционально торгуют. Женщины, может, и не зарабатывают такого количества денег, как мужчины, но зато они более безопасны как трейдеры. На вопрос, кто будет больше зарабатывать и кто меньше подвержен рискам, я бы ответил так: женщина будет зарабатывать меньше, но она – более безопасный трейдер.

– Какие типичные ошибки делает начинающий трейдер? Как их избежать?

– Самая большая ошибка людей, которые начинают торговать (поэтому они и теряют деньги), в том, что у них просто нет базовых знаний. Некоторые услышали что-то о рынке, почитали и сразу начинают торговать, думая, что они все знают. Это самая большая ошибка. Я считаю, что людям в самом начале нужно учиться, получить хотя бы минимальные знания.

Немало важно, чтобы в перовое время с вами был человек, который вел вас за ручку – то есть следил, правильно вы сделали или неправильно. Поверьте мне, это стоит того. Желательно прослушать какой-нибудь курс, причем от практика. Есть теоретики, которые все красиво объясняют, но когда вы им задаете вопрос по реальной ситуации на рынке, они просто не могут ответить.

В первую очередь, человек должен научиться не терять, и только потом придет все остальное. Можно терять умно, а можно терять глупо. Если вы заходите в позицию, и она обоснована, то есть вы можете себе объяснить, почему в нее зашли, и потеряли на ней – это значить терять по-умному. А если вы зашли, потом вышли с потерями и не поняли, что произошло – это значит терять глупо.

Есть и еще одна проблема. Когда люди начинают торговать, они думают только о деньгах. Это самый ошибочный вариант. О деньгах вообще нельзя думать, надо думать, как совершить правильно сделку. Трейдинг – это как учебный процесс. Когда вы идете в университет, вы сразу обрекаете себя на то, что пять лет будете учиться и ничего не зарабатывать. К тому же в данный момент хорошее образование можно получить за деньги. То есть за любое образование нужно платить либо временем, либо деньгами. Проблема начинающих трейдеров в том, что они хотят сразу и много зарабатывать, а это бывает очень редко.

Многие люди совершают очень большую ошибку, когда идут торговать на последние деньги. Этого делать нельзя.

На сегодняшний день в России, к сожалению, нет ни одной полноценной книги о трейдинге, которая рассказала бы человеку все – от А до Я. Сейчас я заканчиваю работу над книгой. Это будет азбука трейдера, книга советов – там будет все: о том, как начинать, какие ордера бывают, где нужно стоп ставить, как уберечься от лоссов и многое другое. У меня нет цели ее продать и зарабатывать себе на этом имя или деньги. Книга, главным образом, предназначена для студентов, которых я учу.

– В чем заключается ваша программа обучения? Может ли каждый стать трейдером?

– Все должно быть шаг за шагом. У меня есть проверенная, очень мощная схема обучения. Он подходит и для новичков, и для людей, уже имеющих представление о рынке. На курсах я обычно начинаю с самого простого. Потом пытаюсь определить, какой стиль торговли подходит конкретному человеку. Если у него не получалось зарабатывать, я пробую определить по его торговле, почему он не зарабатывал – обычно у меня это получается девять раз из дести. Затем я ему объясняю, что он делал правильно, а что неправильно.

Научить можно многих, всех, конечно, не научишь. Из 50 человек научить можно 40-45. Но это не значит, что все они будут зарабатывать большие деньги. Остальные пять-десять человек – просто не поддаются обучению. Есть люди, которые просто не слушают, для них чужого мнения не существует. А тех, кто готов обучаться, научить трейдингу можно. Я, например, могу из трейдера, который зарабатывает 50 тыс. долларов в год, сделать трейдера, который будет зарабатывать 150 тыс. долларов в год. Мне просто с ним надо посидеть, поскольку я практик, я показываю и все объясняю на практике, что немаловажно.

Я научил уже более 200 человек как минимум. И у меня есть очень мощные ребята, которые зарабатывают колоссальные деньги.

– Слышала, что вы попали в фильм о жизни на Уолл-стрит?

– Да, это действительно так. Фильм называется «Wall-Street Warriors» – «Воины Уолл-стрит». Он рассказывает о людях, которые работают в финансовой индустрии: это управляющий хедж-фондом, инвестиционный банкир, специалист биржи, дейтрейдер и другие. Из нескольких тысяч американских трейдеров на роль дейтрейдера выбрали именно меня. Фильм очень понравился американцам, он шел по платному каналу, у которого более 40 миллионов подписчиков. Сейчас планируется создать новый фильм, и меня пригласили поучаствовать еще в нескольких сериях.

– У многих трейдеров есть свой девиз, есть ли он у вас?

– Конечно, есть. Урежьте потери – прибыли позаботятся о себе сами!
на главную 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Торговля на бирже NYSE

↑ Grab this Headline Animator

USG торговля по ленте

Торговля баскетом.Константин Ивасенко.

Страх и жадность. Константин Ивасенко.